ПРОЕКТ «ЭФФЕКТИВНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ»:

подготовка кадрового резерва руководителей современным производством с формированием «Клуба наставников руководителей»

Сложившийся в настоящее время кадровый дефицит профессионально подготовленных и надлежаще мотивированных на инновационное развитие управленцев в административно-управленческом звене промышленных предприятий является проблемой, признанной как на уровне предприятий, так и на уровне Правительства Российской Федерации.

Успешному разрешению этой проблемы способствует практико-ориентированная программа: «Вневузовская система индивидуальной трёхступенчатой подготовки по повышению уровня компетенций персонала управленческого звена производственных предприятий».

Основные уникальные черты программы:

— заказчиком и главным составителем задания на подготовку кадрового резерва руководителей выступает непосредственно предприятие и его руководство;

— в программе проводится индивидуальная оценка компетенций с выявлением «белых пятен» в компетенциях слушателя и составляется индивидуальная программа подготовки, поскольку при ротациях и новых назначениях возникает потребность в повышении не общей квалификации руководителя, а важен уровень компетенций, коими он должен обладать на замещаемой должности;

— в основе программы подготовки лежит внедрение инновационной системы управления производством «Стратегическое превосходство»;

— важным элементом подготовки является наставничество (в рамках АНО «Развитие инноваций» формируется «Клуб наставников руководителей»).

В проекте реализуется система подготовки, позволяющая избежать формализованности федеральных государственных образовательных стандартов, когда заказчиком, формирующим требования к результату подготовки, выступает непосредственно высшее руководство промышленного предприятия с учётом специфики производства.

Основой подготовки является освоение слушателями компетенций инновационной модели управления «Стратегическое превосходство», являющейся уникальной технологией управления, направленной на повышение производительности и эффективности производства за счёт повышения конкурентоспособности руководителей промышленных предприятий.

Модель управления «Стратегическое превосходство» является синтезом видов управления, массово применяемых лидерами мирового промышленного производства на практике в последнее 20-летие1.

Ценности эффективности и качества на предприятии создаются и управляются только на двух уровнях: высший (директорат) и средний (подразделение, цех, лаборатория и т.д.). Остальные уровни и структуры – только обеспечивающие. В связи с этим в рамках программы АНО «Развитие инноваций» организованы уровни подготовки: слушатели 1-го уровня (уровень руководства предприятием) и слушатели 2-го уровня (уровень руководства ключевым подразделением предприятия).

Овладение компетенциями «Стратегического превосходства» в рамках вневузовской системы индивидуальной трёхступенчатой подготовки по повышению уровня компетенций персонала управленческого звена промышленных предприятий позволяет будущим и действующим руководителям предприятий осуществить:

  • трансфер «мягких» инновационных технологий управления производством в рамках концепции «Точно-вовремя последовательно» со «встроенным качеством» и сокращением временных потерь жизненного цикла продукции в иерархию управления отечественным предприятием;
  • диффузию (адаптацию) инновационных технологий управления применительно к конкретной организации, что в итоге ведёт к достижению совместимости между видами деятельности предприятия

Конкурентоспособность и коммерческий успех предприятия зависят от способности успешно выполнять не только каждую из своих задач по частям, но и в их совокупности, то есть когда виды управления совмещаются и взаимно усиливаются вследствие синергетического эффекта.

Управленческая технология «Стратегическое превосходство», последовательно реализуемая и институционально закрепляемая, повышает конкурентоспособность, производительность и эффективность промышленного предприятия в два и более раз от существующего уровня.

В основе подготовки кадрового резерва управления современным производством лежит освоение будущими руководителями компетенций, определяющих способности к лидерству на производстве в современных условиях (см. рисунок 6).

Основные компетенции руководителя, определяющие способности к лидерству на производстве в современных условиях это Компетенции «Стратегического превосходства»
Компетенции в управлении персоналом и в этике производственных отношений
Компетенции в управлении производством и инновациями
Компетенции в управлении безопасностью


Рисунок 6 – Компетенции лидерства на современном производстве.

Руководство предприятия – это основной заказчик АНО. ТЗ на подготовку формируется на основе его пожеланий и рекомендаций. Главное – это преломление теории «Стратегического превосходства» к специфике конкретного предприятия. При прочих равных внимание уделяется слушателям с высшим образованием по инженерно-техническим специальностям. Участники подготовки кадрового резерва управления современным производством (слушатели) подразделяются на два уровня.

Одним из важных инструментов контроля и управления процессом подготовки является привлечение наставников, приглашаемых/назначаемых на возмездной основе из числа ветеранов-руководителей предприятий на местах. Сохранение и передача традиций предприятия/отрасли благодаря наставничеству есть задача не менее важная, чем цифровизация и роботизация.

Лидер, лидерские качества – природные возможности повести за собой – это неплохо. Однако без умения сформировать команду для достижения конкретной цели, опираясь на имеющийся кадровый ресурс, без умения поставить ясные задачи, умело распределить их по исполнителям, ответственно проконтролировать их решения – личное лидерство неэффективно. Перечисленные выше, казалось бы, банальные качества руководителя крайне дефицитны в сегодняшних реалиях.

Стать руководителем можно только за счёт личных усилий, а не в процессе коллективных занятий «по плану». Мощный мотив для развития человека – его личный интерес, удовлетворение им осознанно выбранных потребностей. В работе удовлетворение получает только тот, кто хорошо знает предмет и это у него хорошо получается. Знания компетенций руководителя современным производственным предприятием даёт АНО «Развитие инноваций».

Практически все отечественные предприятия имеют ряд объединяющих их особенностей, которые учтены в проекте

– специфика дефицита кадров на руководящие должности;

– специфика производства (уникальность продукции) и специфика станочного парка, как правило, импортного, с большим разбросом по поставщикам-изготовителям на разных предприятиях даже в рамках одной корпорации;

– специфика ограниченности в выборе кадров (из-за дефицита жилого фонда на предприятиях по существу работают те, кто рядом живёт).

Проект «Эффективный руководитель» основан на системе отбора и подготовки кадрового резерва управленцев из «своего» персонала, позволяющей работать с тем человеческим ресурсом предприятия, какой есть в наличии.

Важным принципом подготовки кадрового резерва в рамках проекта является учёт специфики производства конкретного предприятия.

При подготовке используются различные формы: активные методы, дистанционное обучение, самоподготовка по заданиям.

Программа подготовки АНО построена по модульному принципу (10 модулей), позволяющему реализовать вариативность обучения в зависимости от исходного уровня слушателей.

В рамках проекта формируется «Клуб наставников руководителей».

Основные положения инновационной модели управления

«Стратегическое превосходство»

Ценности

1. Без «Стратегического превосходства» стратегия предприятия декларативна.

2. Управление видами деятельности предприятия важнее контроля финансовых потоков.

3. Управленческие компетенции «Стратегического превосходства» многократно усиливают личностные лидерские качества и способности руководителя организации.

4. С созидательной идеей «Стратегического превосходства» коллектив предприятия превращается в команду единомышленников.

Принципы

1. Стратегическое превосходство – это синергия сведенных в единую систему обязательных видов управления деятельностью предприятия.

2. Наивысшим приоритетом является не достижение сверхприбылей, а состояния предприятия, которое полностью синхронизировано с потребностями общества и государства.

3. Создание творческой культуры инноваций и культуры качества несовместимо с превалированием карательных рычагов («кнут и пряник» равны). Наставничество – один из инструментов подготовки.

4. Ценности эффективности и качества предприятия создаются и управляются только на двух уровнях: высший (директорат) и средний (подразделение, цех, лаборатория и т.д.). Остальные уровни и структуры – только обеспечивающие.

5. Люди, имеющие низкий уровень профессиональных компетенций, делая ошибочные выводы и принимая неудачные решения, не способны осознать свои ошибки в силу своего низкого уровня компетенций. «Стратегическое превосходство» – это высший уровень интегральной компетенции.

6. Осуществляя любые виды деятельности, нельзя игнорировать вопросы безопасности.

7. Лишь сквозные и взаимодополняющие технологии: «Встроенное качество», «Бережливое производство», «Кросс-функциональные команды» – способны обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции.

8. Попытка достичь цели по повышению эффективности производства и производительности труда формальна без наличия научно выверенного аппарата измерения и оценки результата.

9. Автоматизация, роботизация, цифровизация без «Стратегического превосходства» неэффективны, а в рамках «Стратегического превосходства» становятся его инструментами.

Виды управленческой деятельности «Стратегического превосходства»:

1. Стратегическое управление (на уровне директората с элементами прогноза, оценки рисков, с пониманием важности системы «встроенного качества»).

2. Повседневное управление мастера (на уровне основного низового производственного подразделения).

3. Управление персоналом (с инструментом наставничества).

4. Управление безопасностью (труда, экологическая, экономическая, информационная).

5. Управление стандартизацией.

6. Менеджмент технологий: «Бережливое производство», «Кросс-функциональные команды», «Встроенное качество».

7. Управление внешней поставки (процесс поставки не менее важен, чем изготовление продуктов и услуг).

В завершении можно сказать что проект «Эффективный руководитель» – это новая многообещающая инициатива учёных и практиков, направленная на ликвидацию дефицита в научно-руководящей и нравственной элите промышленных предприятий в целях опережающего экономического развития России.


1 Звягин А.А. Менеджмент трудовых ресурсов как фактор экономической безопасности России в XXI веке. — М., 2006; Желтенков А.В. Развитие управления организацией промышленного типа: проблемы, концепции, цели, механизмы. — М., 2008;Кохно П.А. Эффективный оборонно-промышленный комплекс. — М., 2018; Джеймс П., Дэниел Дж. Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания компании. — М., 2018; Джексон Т., Канри Х. Как заставить стратегию работать. — М, 2008; Джеффри Л. Дао Toyota. 14 принципов менеджмента ведущей компании мира. — М., 2018; Джефф Сазерленд. Scrum. Революционный метод управления проектами. — М., 2017; Деметер У. Теория Ограничений Голдратта. — М., 2017; Деминг Э. Выход из кризиса. Новая парадигма управления людьми, системами и процессами. — М., 2017; Каплан Р., Нортон Д. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты.- М., 2013; Масааки Имаи. Гемба кайдзен. Путь к снижению затрат и повышению качества. -М., 2017; Моборн Р., Ким Чан. Стратегия голубого океана. — М., 2017; Портер М.Е. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей конкурентов. — М., 2010; Ротер М., Шук Д. Учитесь видеть бизнес-процессы. Построение карт потоков создания ценности. — М., 2017; Хаммер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации. Манифест революции в бизнесе. — М., 2011.