Рубрики
Новости

Русская цивилизация. Триста лет плюс.

Автор, основываясь на цивилизационном подходе, разработал и предложил на суд читателей   периодизацию и разделение на этапы нынешней эпохи развития Русской цивилизации – «Русской православной цивилизации» – на историческом отрезке от середины XII века до конца XXIII века [1].
В основу работы по хронологии, периодизации и прогнозированию развития Русской цивилизации взяты следующие положения:
а) развитие любой цивилизации имеет как точку отсчёта, так и точку завершения, то есть цивилизации имеют определённый «срок жизни»;
б)  цивилизация проходит такие периоды, как зарождение, расцвет и закат;
в)  временные рамки существования цивилизации соответствуют около 1000 лет (с возможной временной поправкой в 100-200 лет);
г) механизм зарождения цивилизации, есть взаимодействие глобального вызова, направленного на общество из окружающего мира, и успешного ответа на этот вызов со стороны творческого и активного меньшинства из числа этого общества (элиты);
д) фаза «заката» цивилизации не есть безоговорочное движение к концу.
Подробнее разъясним пункт д). Дело в том, что цивилизация содержит в себе огромный потенциал устойчивости и возможности возродиться в каких-то своих компонентах.
Так, «Русская славянская цивилизация», зародившаяся в начале новой эры, не погибла через 1 000 лет.
На фоне мощного внешнего воздействия (Ордынского нашествия) произошла смена древней (Славянской) эпохи на новую эпоху Русской цивилизации, в широком культурологическом смысле – православную.

Авторская периодизация эпохи «Русская православная цивилизация» разделена на три периода. Каждый период – на три этапа.
При этом каждый первый этап подразделён на два подэтапа.
За время существования каждой эпохи принят классический исторический отрезок в 1100 лет. В то же время разница в продолжительности между первым периодом и последним (третьим) составляет около 100 лет за счёт более затяжного начального этапа первого периода. В периодизации «Русской православной цивилизации» выделены три периода:
I.  Владимирская Русь – Московское царство.
II. Российская империя – СССР.
III. Россия – Российский Великодержавный Космический Союз (РВКС).
За символические точки отсчёта приняты: 1169 г. – перенесение «великокняжеского стола» из Киева во Владимир; 1242 г. – ордынское нашествие; 1380 г. – Куликовская битва; 1470-1480 гг. – окончательное освобождение от внешней ордынской зависимости; 1598 г. – начало Смутного времени; 1618 г. – Деулинское перемирие; 1792 г. – восшествие на престол Екатерины II; 1860-70 гг. – отмена крепостного права и прочие реформы; 1985 г. – начало перестройки; 2000 г. – начало «стабилизации»; 2025 г. – «национализация элиты», время элиты развития; 2100-2125 гг. – начало планомерной колонизации космоса (планет солнечной системы) [2].

Общим для всех периодов является:  
– в начале 1-го этапа каждого нового периода стоит подэтап «Смута»,  с точки зрения пассионарной энергетики: «Русь отдыхает!»;
– второй подэтап 1-го этапа периода характеризуется восстановлением утерянных ранее территориальных, экономических, военных и политических позиций: «Русь просыпается!».
– второй этап периода определён атмосферой настойчивого роста сопротивления большей части элиты внешнему влиянию во всех сферах государственной и общественной жизни: «Русь сосредотачивается!».
– третий этап периода это когда элита является носителем собственного цивилизационного проекта развития и происходит кардинальное расширение границ сферы влияния страны, «Русские идут!»

Смотри: Периодизация и прогноз развития «Русской цивилизации» по версии профессора Звягина А.А.

Важное наблюдение:
1. Каждый третий этап периода характеризуется тем, что в нём окончательно формируется положительный итог-опыт реализации цивилизационного проекта.
Этот опыт  остаётся в народе незыблемым в будущем и играет роль охранительной цивилизационной идентичности в последующих исторических катаклизмах.
2. Задаётся лейтмотив следующего исторического периода. Формируется идеологическая (ценностная) для последующего периода.
3. Создаётся материальная (научно-техническая) основа для приобретения нового итога-опыта очередного периода Русской цивилизации.
Например. В итоге первого периоде православной цивилизации был приобретен ценностный опыт – Единодержавию. Приверженность этому сакральному опыту уберегли русскую государственность при «семибоярщине» и предательстве части элитного слоя в «Смутное время» и в последующих больших и малых «смутах».
В наши дни именно охранительные идентичности, приобретенные в прошлых цивилизационных периодах, Единодержавие и Великодержавие (сильная власть в рамках великого суверенного государства) позволяют русским держаться на своих цивилизационных позициях.
И как когда-то под насквозь промокшей телегой звучало, как молитва: «Я знаю, город будет, я знаю, саду цвесть!»  – так и в мутное либерально-криминальное безвременье 90-х, несмотря на то, что «элита предала народ», русские упрямо твердили: «Россия была, есть и будет великой державой!»

Теперь поясним умозаключение о закладке материальной и идеологической основе очередного периода.
Хорошо видно, как в конце первого периода (1480-1600 гг.) среди элиты оформляется идеология Великодержавности («Москва – Третий Рим») как лейтмотив следующего исторического периода.
Одновременно начинается освоение Урала и Сибири в качестве создания ресурсной базы Великодержавности.
А в последующем периоде вслед за элитой уже весь народ получает сакральный итог-опыт: «Русь Великодержавная».

Таким же образом драматические и трагические искания Россией идеологической (духовной) ПРАВДЫ в XX веке со всей ясностью для будущих поколений доказали необходимость формирования в качестве охранительного механизма такой цивилизационной идентичности, как Духовнодержавие.  
Это становится лейтмотивом современного исторического периода (третьего по предложенной периодизации).
Русские философские и религиозные учения (возможно, на основе «Русского космизма» и схожих с ним) изменят приоритеты в цепочке Человек–Земля–Вселенная, что, кроме всего прочего, обеспечит духовную базу для широкомасштабного освоения космоса.
Если же говорить о материальной (научно-технической) основе наступившего третьего периода Русской православной цивилизации, то она заключается в следующем.
Первый подарок наших дедов и отцов из этого ряда мы используем сейчас в качестве оборонительного фактора, как говорится, на все 100%. Речь идёт о ядерном оружии. Это практически единственное, что заставляет всех без исключения живущих на планете серьёзно считаться с нами даже по истечении последних тридцати лет упадка отечественной военной мощи.
Второй задел, одновременно и научно-технический и, скажем шире, культурный («…и на Марсе будут яблони цвести!») – это советское освоение космоса.
Это становится смысловой темой для лейтмотива современного исторического периода, предопределяющего для России воистину космический масштаб цивилизационного развития.
Не стоит забывать, замыкаясь в «земной ракушке», что кроме планет и астероидов Солнечной системы с их колоссальными ресурсами, в нашей галактике Млечный путь в зоне коротации (зоне галактического комфорта для белковой жизни) существуют тысячи землеподобных планет.
Дело лишь за двигателем, способным обеспечить относительно быстрый перелёт и надёжную энергетическую защиту от пагубных излучений.

В этой связи нельзя пройти мимо тезиса, часто выдвигаемого приверженцами западничества, о том, что основным экономическим фактором развала СССР стал экстенсивный путь, присущий Русской цивилизации.
Мы вынуждены указать на то, что здесь всё поставлено с ног на голову. Как раз развал СССР сократил ресурсную базу Русской цивилизации.
Попутно отметим, что, строго говоря, чистое экстенсивное или интенсивное развитие бывает только в учебниках. Однако давайте пока примем на веру воззрение о фатальной экстенсивности развития нашей цивилизации.
Как говаривал Карл Маркс: «Крот истории роет медленно, но неутомимо». Метафора, которая в полной мере применима к России.
Планомерное развитие, пусть и с некоторым уклоном в сторону экстенсивного характера, может быть более приемлемым для большой страны (большой экономической системы), чем «авангардистская» интенсификация, скачкообразная, а значит, более непредсказуемая и рискованная.
Тем более сложно отрицать, что, воссоединившись в обозримой исторической перспективе под тем или иным легитимным «соусом» с Беларусью, Украиной (кроме, возможно, западных областей) и Казахстаном (по крайней мере, с северной его частью), будущий Российский Великодержавный Космический Союз получит население, значительно превышающее 200 миллионов человек.
Плюс национально-ориентированное (а не современное либерально-компрадорское) управление трудовыми мигрантами даст ещё несколько миллионов рабочих рук родом из нашего среднеазиатского подбрюшья.

Кроме того. За последние два десятилетия наши недруги хорошо научили нас тому, что экспансия – это совсем не обязательно захват территорий. Как оказалась, достаточно всего лишь «захватить» или сформировать на территории новую элиту, контролирующую финансы и информацию, в широком смысле этого слова.
При этом неудачи наших недругов продемонстрировали, как современная экспансия Западного мира, основанная на глобализации (нивелирование местных традиций под единые западные стандарты – так называемые демократию и правовое государство), терпит поражение везде, где коренные традиции есть и сильны.
Поэтому наш объединительный лозунг, скорее всего, будет звучать примерно так: «Традиционалисты всех стран, объединяйтесь!»
То есть будущий Российский Великодержавный Космический Союз – не есть глобальная и неповоротливая империя. Но это есть прочное объединение союзников и сателлитов вокруг единого духовно-культурного и информационного центра (образовательного, научного и т.д.), где смыслом является Русская цивилизация.
Так что «народу и земли» для развития Русской цивилизации хватит ещё надолго, не говоря уже о её космических перспективах.

Впрочем, измышления об экстенсивности развития Русской цивилизации разбиваются о ещё один простой факт.
Это мощный российский научно-технический потенциал, созданный в 60-80-е годы прошлого века (к 1985 г. занимавший второе место в мире после США).
И хотя он был обречён стараниями либеральных реформаторов на многолетние разваливание и уничтожение – до сих пор ещё окончательно не обнулён.
Пример тому у всех перед глазами. Заоптимизированное апологетами компрадорства отечественное здравоохранение смогло встать на защиту населения от COVID-19 благодаря сохранившимся остатками советских кадров, инфраструктуры и научных школ.
Постулируемая западниками экстенсивность развития Русской цивилизации стоит, в их понимании, на двух китах.
Избыточность знаний системы отечественного образования и низкая производительность труда.
Оптимизация отечественной системы образования: «Для населения… не должно быть обучения выше, чем четырехклассная школа. В этой школе должны учить лишь простому счету до пятисот, написанию своего имени и тому, что господь бог требует слушаться немцев» [3] – эта бесславная попытка внедрения под лай немецких овчарок уже один раз была в русской истории и закончилась она для её инициаторов и их приспешников печально.

А теперь по поводу фатальности низкой производительности труда (в качестве ментального фактора).
Приведём данные, полученные В.М. Полтеровичем [4]. Он отмечает, что в 1913 году российский ВВП на душу населения составлял 28% от уровня США по паритету покупательской способности. В 2006 г. цифра оказалась точно такой же – 28%.
И так. Несмотря на всю череду исторических катаклизмов, Россия чётко держала и держит планку «треть от США».
Не стоит забывать, что климатическая специфика здесь точно играет свою роль.  Американский  «северянин» Чикаго расположен на широте Сочи.
А вот что касается менталитета, то да, действительно, похоже, что «колбаса и шмотки» – не есть суть «нашего всего».
Не преминем отметить, что это никак не помешало нам первыми выйти в космос и обеспечить рост совокупного общественного продукта с 1960-го по 1985 год в 3,8 раза, при росте реального потребления населения в 2,5 раза (на фоне полной электрификации села и сформированной мощнейшей социальной сферы).
И при этом при всём создать вторую экономику мира (при скромненькой цене за баррель нефти в 11$ в 1974 г. против совсем недавних 70$).
Даже советское так называемое «стагнирующее» сельское хозяйство давало следующую динамику показателей, например, по сбору зерна (по РСФСР): 1950 г. – 46,8 млн тонн, 1960 г. – 72,6 млн тонн, 1976-1980 гг. – 106,0 млн тонн (против 82,6 млн тонн за 2000-2009 гг.) При этом с собственной семенной и племенной отраслью, против практически уничтоженных либерал-компрадорами современных отечественных семеноводством и племенным делом.
Между прочим «брежневский застой» первоначально употреблялся применительно именно к снижению темпов роста, а уже затем стараниями СМИ он превратился в синоним «длительной стагнации».

Таким образом, менталитет и повышение производительности труда за счёт высоких технологий никак друг другу не мешают.
А рассуждения о фатальности так называемого экстенсивного развития имеют исключительно умозрительный характер. Повторим положение, ставшее в политологии уже аксиомой: настоящая причина катастрофы, постигшей СССР, есть результат реализованной угрозы кадровой безопасности (кадровой составляющей безопасности России) – надёжности персонала в высшем звене управления.
Говоря проще, это результат предательства государственных интересов страны  частью партноменклатурной элиты, переродившейся в компрадорскую.

Приведенная выше цепь рассуждений позволяет прийти к двум заключительным авторским выводам.
ПЕРВОЕ. Бесноватые «апологеты» западничества и глобализации глубоко заблуждаются. Как заблуждаются их единомышленники и последователи (кто искренне, кто просто в погоне за «золотым тельцом», а кто, взяв на вооружение заветы «премудрого пескаря»). Нет никакой предопределённости конца Русской цивилизации в силу её экономической неэффективности.
Ожидание того, что Русская цивилизация сдастся, самоликвидируется, растворится в глобальной Западной цивилизации, есть сладкий, но несбыточный сон так называемого мирового правительства и его отечественных клевретов, стремящихся хоть в передней швейцаром, хоть на облучке кучером, но приобщиться к миру «великих».
Но, как говорится: «Не дождётесь. Русской цивилизации быть!»
У нашей цивилизации есть ещё нерастраченный потенциал пусть и специфически экстенсивного, но уверенного и планомерного развития.

Анализ предыдущих исторических периодов убедительно доказывает, что у Русской цивилизации есть свой собственный уникальный модернизационный механизм, и имя его – опричнина.
Лицезрение перед собой рясы опричника, мундира преображенца или васильковой фуражки с красным околышком из века в век в раз приводило в чувство зарвавшуюся элиту, отказавшуюся от «Служения Отчеству».  
Так и сейчас опричнина (краткий период особо государственного управления) с образованием параллельных действующим центров и коммуникаций власти, с применением «умных» автоматизированных систем управления и широчайших возможностей современных СМИ, как всегда чётко сработает на благо государства российского.

ВТОРОЕ. Предложенная автором периодизация развития Русской цивилизации и её популяризация могут стать одним из факторов, способствующих противодействию состоянию аномии в обществе.
Она позволяет интеллектуальной и активной молодёжи увидеть «свет в конце туннеля» и осознать, что краткий миг подлой либеральной компрадорской годины есть ничто по сравнению с громом русских побед Российского Великодержавного Космического Союза в предстоящих столетиях нашей славной истории.

ССЫЛКИ и КОММЕНТАРИИ.
[1] Звягин А.А. Прогноз развития Русской цивилизации // Инициативы ХХI века. – 2010. – № 3. – С. 47–52.
[2] Для урезонивания скептиков отметим: как утверждает сподвижник Королёва С.П. академик РАН Черток Б.Е., построение космической базы на Луне с персоналом в несколько десятков человек возможно уже сейчас, это есть проблема не техническая, а политическая (доклад от 30.01.09 г. в МВТУ им. Н. Э. Баумана). Пока ещё для этого у страны есть соответствующий научно-технический потенциал. В подтверждение того, что «рукописи не горят», не пропали втуне и наши разработки лунных станций. Военные базы МО России «Северный клевер» и «Арктический трилистник» расцвели на островах Крайнего Севера. Из открытых источников известно, что базы имеют замкнутый цикл жизнеобеспечения, все блоки автономны и связаны между собой переходами. Базы рассчитаны на одновременное проживание более 200 человек.
[3]  Цитата из одного из программных выступлений рейхсфюрера СС Генрих Гимлера.
[4]  Научный доклад РАН. К программе социально-экономического развития России 2002-2016 гг. М., 2008.  
[5] Русский Космизм – особый, исконно русский духовно-теоретический и религиозно-философский феномен, возникший в России на рубеже ХIХ–ХХ вв. Русский Космизм воспринимает человека в качестве органичной части космического единства, способного реализовать свою человеческую природу в деле творческого изменения мироздания. Среди философов Русского Космизма можно назвать Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского, Н.А. Бердяева, А.Н. Булгакова, В.С. Соловьева, П.А. Флоренского и целый ряд других известных имён. Мы не станем здесь уходить в тонкости учения, лишь предлагаем сравнить мещанское «щастие потребляловства» на радость ссудного ростовщического капитала и грандиознейшую задачу «бесконечного творчества по распространению жизни во Вселенной», предложенную и описанную одним из столпов русского космизма Н.Ф. Федоровым (1829-1903 гг.) в своём труде «Философия Общего Дела». «…Он здраво мыслит о земле, в космической купаясь мгле» – так охарактеризовал поэт-символист и философ Иванов Вячеслав Иванович (1866-1949 гг.) в стихотворении «Русский ум» русскую ментальную особенность: совершенно здраво мыслить о земных обстояниях как о космическом элементе мироздания.