Начавшийся глобальный кризис вполне зримо и наглядно выявил несостоятельность пренебрежительного отношения к государству как к механизму социально-экономического регулирования и планирования. Фундаменталистские воззрения реформаторов начала 90-х годов на то, что государство: «Это только ночной сторож», – развеиваются как морок.
К сожалению, сейчас мы пожинаем плоды того, что российское государство добровольно отказалось от одной из своих наиважнейших функций – стратегического планирования.
Для развития страны нужен ПЛАН, ЛИДЕР и ЭЛИТА РАЗВИТИЯ – это аксиома.
Говоря о большом плане, нельзя обойти стороной то, как и благодаря чему в этот план попадают те или иные жизненно важные интересы страны. При этом, если мы говорим о развитии, то это никак уже не набор естественных потребностей, формирующих интересы (упрощённо: «покушать и приодеться» [1]), а удовлетворение потребностей более высшего порядка, то есть потребностей развития.
Для этого используется так называемый метод стратегического управления. Иерархия стратегического управления проиллюстрирована на рисунке 1.
Чтобы наглядно разъяснить представленную выше схему, можно рассмотреть иерархию стратегического управления времён Московского царства (табл. 1).
О том, что такое «Ордынское» и «Литовское» наследия, есть пояснения в комментарии [2].
И так, не определив миссию, то есть, не определив так называемый образ будущего, бессмысленно говорить о потребностях высокого порядка и о жизненно важных интересах. Тем более бессмысленно ставить задачи типа «удвоение ВВП» или «повальная цифровизация», поскольку нет ответа на вопрос – зачем всё это?
Из приведенного примера времён Московского царства хорошо видно, что именно явилось основной потребностью государства на тот период и каковы его жизненно важные интересы. Что, в свою очередь, позволяет выявить основные угрозы, с которыми государству пришлось встретиться на пути реализации своих интересов. И уже после этого определить те задачи, которые необходимо было решить для локализации и нейтрализации этих угроз.
Ниже, в Таблице 2, представлено авторское видение цепочки Миссия-Цель-Стратегия-Задачи ближайшего будущего Российской Федерации, бесспорно, далеко не полной, но в качестве примера вполне годной.
Характерной отличительной чертой управления в рамках Русской цивилизации было то, что она строилась на основе агломерации (от лат. agglomero – присоединяю). А у нашего ближайшего партнёра и противника, цивилизация Западная развивается на основе конгломерации (от лат. conglomeratus – скученный). Как говорится, почувствуйте разницу.
Конгломеративность подразумевает наличие различных целей у «скученных» субъектов (племён, народов, государственных образований). Различные цели подавляются и сглаживаются через алгоритм управления на основе жёсткой процедуры приведения к единому вектору развития.
В результате, как итог, – здравствуй глобализация на любом её историческом примере: современная в угоду транснациональных корпораций, Третий Рейх, Наполеоновская Европа, Европа Карла Великого или Pax Romana (с лат. – Римский мир).
Принцип построения агломеративного управления в рамках Русской цивилизации основан на соотнесении между собой целей всех участников агломерации (племён, национальных групп и т.д.). Это, бесспорно, серьёзно усложняет структуру управления, но, как показывает практика, такая система надёжнее в кризисных ситуациях.
Не будем здесь шибко себя возносить. Просто у нас условия изначально были другими. В той же Британии – ну куда ты с острова денешься? Но у нас, коли сильный духом, то угнетателю «красного петуха» в подарок. А сам на юг – на Дон разбойничать, или на восток – добровольно в Сибирь, фарт искать, или на север – в скит, грехи замаливать. Главное, чтобы не погубили «тебя слишком большие возможности!» Это, к сожалению, у нас часто бывало.
Для доходчивости приведём ещё один пример. Всем известен символ Западной цивилизации – квадрига. Четыре лошади, запряжённые в одноместную повозку, несущую бога, императора или героя. Например, квадрига на Бранденбургских воротах в Берлине.
Основа квадриги – вышколенность, дрессура лошадей. Лошадки одна к одной и все должны работать, как шестерёнки одного механизма.
А вот наш символ – тройка. Сильный коренной, идущий размашистой рысью, по бокам пристяжные, с размеренным галопом, причём правая лошадь – с левой ноги, а левая – наоборот. Да ещё пристяжные во время движения поворачивают головы, чтобы уравновесить ход. Вроде бы, кто во что горазд, а вместе сила!
…………………………..«Ты лети с дороги птица, Зверь, с дороги уходи!
…………………………..,Видишь, облако клубится, Кони мчатся впереди!»
…………………………………………………..Песня «Тачанка-ростовчанка»
И что характерно, птица-тройка несёт сразу всех. И мужика-кучера, и полицмейстера, и самого генерал-губернатора или ещё какого важного чиновника. Все в одной тачанке! Но если вдруг мужик перестаёт вкалывать, полицмейстер за дорогой следить, а высокий чин «отрывается от земли», излишне затуманивает мозги думами о заграничных коттеджах или подарках для очередной танцовщицы, то жди беды.
Повозка тогда, как правило, просто переворачивается на первом же крутом повороте, а дальше – кому как повезёт. Примеры из истории всем хорошо известны.
Отсюда же, как прямое следствие агломеративного управления в рамках Русской цивилизации, вытекает актуальность планово-целевого метода управления страной.
В последней четверти 1500-х годов возникли государственная потребность, цель и план изменения местническо-сословной системы управления, мешающей развитию страны. Возник также план осуществления выхода к морям Балтийскому и Чёрному. Впервые об этом было заявлено Иваном Грозным. Как следствие этому – Ливонская война и семилетие опричнины, заложившая основы новой системы управления.
Через сто пятьдесят лет после этого окончательно сформирована система управления страной, вначале на основе дворянской, а затем и разночинной чиновной бюрократии. Через двести лет флот России надёжно и бесповоротно встал на портах Балтийского и Чёрного морей.
В последней четверти 1700-х возникли государственная потребность, цель и план высвобождения свободных человеческих ресурсов для развития страны путём высвобождения крепостных крестьян [3]. Впервые об этом «заикнулся» нелюбимый Павел I и получил табакеркой в висок. Но через сто лет цель была достигнута. Правда, и Александра II Освободителя за это угостили бомбой. Знал он, на что шёл? Знал, но шёл! Потому как он – элита.
Кроме того, в последней четверти 1800-х возникли государственная потребность, цель и план промышленной модернизации (индустриализации) страны. Например, план ГОЭЛРО имеет корни разработки в николаевской России. Несоответствие новых производственных сил и устаревших производственно-экономических отношений привело к смене общественно-политического строя. А через сто лет цель индустриализации была достигнута. Мы создали «мирный атом» и вышли в космос.
В Таблице 3. проиллюстрировано то, как в 300 летней исторической ретроспективе возникали, ставились и разрешались стратегические задачи в области управления человеческими ресурсами в России, какие результаты были достигнуты и какие особенности и закономерности в связи с этим можно выявить. Дан прогноз в перспективу в 50 лет.
Хорошо видно, как в первой фазе начинает зарождаться стратегическая задача развития человеческих ресурсов.
На фоне появления новых производственных технологий и новых социальных идей крепнет потребность в разрешении противоречия, сдерживающего развитие человеческих ресурсов.
Во второй фазе наступает так называемая «реакция», или отрезвление от реформаторского угара. Происходит осмысление путей и рамок решения сверхзадачи. Специфика второй фазы для России – это наличие некой военизированная администрации, приступающей к подготовке разрешения противоречия.
В третьей фазе сверхзадача развития человеческих ресурсов разрешена. Страна получает экономический эффект. Таким образом, стратегическая сверхзадача решается практически за жизнь трёх поколений.
Надо особо отметить, что в последние десятилетия в СМИ упорно навязывалось и практически утвердилось мнение, что русский человек не способен к планированию. Сюда не к месту приплетается ещё и религиозная православная составляющая. Вроде как русские по Писанию живут как птицы небесные: «Птицы небесные не сеют, не жнут…», а вот покушать на каждый день таки имеют. То есть отдай себя в руки Господа, а думать не надо. На крайний случай, если что, начальство подскажет.
На самом деле русские, в силу климата и ярко выраженной погодной сезонности, как раз являются одними из самых ярых приверженцев планового хозяйства на всей планете Земля. Жизнь, как говорится, заставила.
Поэтому мы смогли стать государствообразующим народом на 1/6 части обитаемой суши. Сейчас, конечно, немного территории подрастеряли, но это дело поправимое. Тем более что никто из соседей в этом даже ни на секунду и не сомневается.
В качестве отступления, чтобы не быть обвинённым в реваншизме. Так вышло, что вся Восточная Европа, включая Прибалтику, нам не просто не друзья, а просто какие-то «острозубые кусачки», стремящиеся побольнее вцепится и почувствительнее рвануть. Но всё дело как раз не в них, а в нас. Пока что они, что мы, есть квазиколонии мирового финансового ростовщичества в лице ТНК. Посему разумный вопрос: «А чем мы лучше них?» Ну и что, что у нас танков больше. А мозгов?
Но вот Россия, обретшая экономический суверенитет и вернувшая экономическую мощь, просто перестанет обращать на них внимание. И даже сможет позволить себе специально не задевать гипер самолюбие, например, тех же ясновельможных панов из Варшавы.
Мало того, может так вполне статься, что Германия в ближайшее время, воспользовавшись мировым экономическим кризисом, сбросит с себя военные ограничения. И вот когда чёткие ряды нового вермахта грохнут по плацу прикладами штурмовых винтовок под лязг гусениц нового стального зверинца, вмиг окажется, что все «братушки» Восточной Европы всегда были за нас, и даже очень за нас: «За тебя, за тебя, затебее не бывает!»
Вернёмся к плановому хозяйствованию. Дело в том, что без планирования использования ресурсов и планирования использования земляного фонда в наших северных условиях просто не проживёшь. У нас каждые 5-7 лет обязательный недород. Часто не один год, а сразу два подряд. То есть жить пяти- или семилетками – это требование жизни столетий и даже целого тысячелетия.
Плюс к этому – это трёхпольная технология возделывания, когда участки земли чередуются по их использованию.
Кроме того. Выжить в одиночку у нас тоже не получалось. Поэтому единоличная хуторская система у нас не прижилась. Значит, планирование переходило на уровень группы крестьян, общины.
Опять же подсчитано, что последние 500 лет (с 1500 по 2000 гг.) каждые 2 года у нас происходил какой-нибудь военный конфликт. Это означало, что дворянин-помещик, коему земля с крестьянами отдана на прокорм за службу, всё время собирался на войну, воевал или возвращался с войны, и так по кругу.
Кроме того, до Петра I – это обязательный ежегодный двух-трёх-недельный военный сбор/смотр, а после Петра I – так и вообще «служба в армии на всю катушку». Значит, взвалить хлопоты по планированию хозяйствования на «дядю» не получалось по причине его постоянной занятости.
Итак. Планирование работ на глубину в год-три-пять лет было просто необходимостью в условиях нашего северного хозяйствования.
Посему не надо быть дурнее прадедов. Только рыночное планово-целевое управление с использованием последних достижений информационных технологий может обеспечить развитие России.
Заметим, что если кибернетика как наука о закономерностях получения, хранения, преобразования и передачи информации в сложных управляющих системах зародилась в США, то «экономическая кибернетика» – это плод отечественной (советской) научной мысли. Здесь у нас накоплен немалый положительный опыт, который мало используется.
Бесспорно, любое планирование должно быть основано на научном прогнозировании. Прогнозирование, в свою очередь, должно базироваться на достоверных цифрах, а не на рисованной «лукавой цифири» с попыткой угадать настроение и понравится вышестоящему начальнику.
С подобным подходом 2019 год с далеко не победными достижениями по многим показателям национальных проектов (по оценке реальных достигнутых результатов, а не по «освоенным» миллиардам), со скромными успехами программы импортозамещения в промышленности,
и с не оправдавшимися ожиданиями по целому ряду цифр «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»
был запрограммирован заранее.
Компетентность исполнителей – это следующий вопрос.
Но если изначально заложены химерические, оторванные от почвы цели, то и результат вполне ожидаем.
Пришло время сделать вывод:
- переход к суверенному рыночному планово-целевому управлению страной в рамках Великодержавного евразийского проекта во главе с элитой развития – элитой технологического рывка в производственной сфере с неукоснительным соблюдением принципов социальной поддержки в народоуправлении, неизбежен.
Смена кадрового состава Правительства Российской Федерации в начале 2020 года является одной из первых ступеней спасательной лестницы подъёма из болота квазиколониальной стагнации.
Происходящая сейчас корректировка национальных проектов и иных плановых документов не есть отступление – это есть давно назревший переход от «компрадорских воздушных замков» к реальному планово-целевому управлению.
Это позволяет уверенно прогнозировать создание органа, подобного Госплану СССР или при правительстве Российской Федерации, или, что было бы более логичным, при Государственном совете Российской Федерации:
— как противовес популистским наполеоновским проявлениям типа «горбачевизма» конца советского периода и логично вытекающей из него «гайдаровщины» (раздирающих экономику в клочья не просчитанными сиюминутными решениями);
— как противовес различным частно-собственническим и кланово-корпоративистским интересам в современной России (удерживающим страну в болоте квазиколониального «углеводородного» застоя).
Компактность министерств, как чисто исполнительных структур, должна оставаться неизменной. Это можно отнести к положительным современным достижениям. Перегружать каждое министерство своим собственными аналитико-прогнозными организационными и кадровыми ресурсами нецелесообразно.
В тоже время, России, для рывка через несколько ступенек вверх в качестве компенсации за потерянные десятилетия, просто как воздух необходима структура, имеющая в своём кадровом составе, говоря простонародным языком, «шибко умных».
Для обеспечения работоспособности этой структуры при кадровом подборе сотрудников и экспертов принципы меритократии должны быть незыблемы и застолблены на уровне закона РФ.
Современные достижения компьютерных технологий и коммуникаций позволяют избежать разрастание структуры до размеров монстра.
Кроме того, для соблюдения баланса сторон, для учёта и оперирования независимым экспертным мнением, привлечение к деятельности этой государственной структуры НКО и независимых научных управленческих школ, становится в разряд неминуемых.
Возрождение Госплана при Государственном совете Российской Федерации с замыканием на эту структуру различных ситуационных центров страны, с собственным единым Центром АСУ, вооружённым методами экономической кибернетики, есть требование времени.
ССЫЛКИ и КОММЕНТАРИИ.
[1] «Сведи к необходимостям всю жизнь, И человек сравняется с животным». Шекспир В. «Король Лир».
[2] «Ордынское наследие» – степи Черноземья, степи Северных: Причерноморья, Прикаспия и Кавказа, а также широкая полоса вдоль будущей Транссибирской магистрали вплоть до Тихого океана.
«Литовское наследие» – земли Великого княжества Литовского («великий князь… всее Литовское земли и Жомойтское и многих Руских земель»). Литвин, житель Литовской земли – это житель современной Белоруссии, Веленской губернии в Литве (со столицей в Вильно / Вильнюс), Курляндии в Латвии (со столицей в Елгаве), севера заднепровской Украины, Белостокского воеводства (г. Белосток) на востоке Польши.
[3] Необходимо отметить порочность бытующего в ряде либеральных СМИ мифа о некой изначальности (ментальности) русского крепостничества (рабства). На самом деле датой окончательного введения крепостного права в России (системы юридических норм и положений, оформляющей личную зависимость крестьян от феодалов) является 1649 год, когда по Соборному уложению устанавливаются потомственное крепостное состояние крестьян и право дворян на бессрочный сыск беглых. Именно тогда рождается известная поговорка: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!»
Между прочим, примерно в тоже самое время славные протестанты-англичане сотнями тысяч отправляли на плантации Нового Света католиков ираланцев, шотланцев и своих же единокровных англичан. Вспомните капитана Блада.
Однако наш крестьянин всегда был прикреплён к земле (от сюда – «крепостной»). Обезземеливать крестьян (продавать без земли, разделять семьи или переводить в дворовые) было строжайше запрещено. В Соборном уложении на этот счёт недвусмысленно говорилось: «Крещёных людей никому продавати не велено». Постоянно выходят Государевы Указы на эту же тему. Которые, конечно же, исподволь нарушались. Национальные особенности нашей знати понятны и хорошо просматриваются, в том числе, и на примере современной компрадоров России.
«И нежно чуждые народы возлюбил, И мудро свой возненавидел…» (А.С. Пушкин).
Крепостное право в своём законченном виде просуществовало в России около 200 лет (не меньше, но никоим образом и не больше, чем в «просвещённой» Европе).
В результате реформ Петра I крепостничество приняло чрезвычайно грубые свои формы, достигшие своего пика в царствование Екатерины II. На что русский народ ответил ожесточёнными сопротивлением и бунтами, среди которых выделяется Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва, буквально потрясшая основы Российской империи. Это стало одной из причин, заставивших правящий класс уже в царствование Павла I задуматься об отмене крепостничества.
Началом этого процесса можно считать указ императора Александра I от 20 февраля 1803 года о свободных (вольных) хлебопашцах. Сама же реформа по отмене крепостного права была подготовлена при непосредственном участии императора Николая I (надо сказать, в условиях ярого противления этому со стороны части дворянской элиты, рассматривающей себя уже не в качестве служилого сословия, а как привилегированной касты).