НАЦСТРАТЕГИЯ, МЕГАПРОЕКТ, КРИЗИСПЛАН, а работать не пробовали?
Настоящее эссе было написано, когда в профессиональном экспертном сообществе вовсю шло обсуждение правительственного «Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике» после пандемии.
Основных посылов критики было два. Во-первых, на восстановление экономики выделено всего 3% от ВВП страны. Причём, немалая часть – это не «живые» деньги, а только учтённые в расчёте налоговые преференции (тогда как средний уровень прямой поддержки населения и бизнеса в развитых странах колеблется в диапазоне 10%-15%).
Во-вторых, эксперты сошлись во мнении, что план не предлагает ничего революционного, а порядка 500 его мероприятий – это ничто иное, как расширенное толкование: или функциональных обязанностей, или обязанностей по исполнению ранее порученных мероприятий министерств и ведомств Правительства РФ. На основании этого делается вывод об очередном формальном бюрократическом документе не способным позитивно повлиять на ситуацию в стране. С критикой трудно не согласиться.
Однако, у учёных междисциплинарной научной школы «Промышленная управленческая элита развития» на счёт антикризисного плана есть совершенно отличная экспертная позиция.
Дело в том, что для реализации любого плана необходима работающая система управления. В этом контексте совершенно не важно, каков план и «что там впереди!»: перелёт всей страной на пляжи Альфа Центавра / комиссары в пыльных шлемах / руки, вскинутые в узнаваемом приветствии / или окончательная и бесповоротная сдача всего и вся Западу или Востоку (можно даже по частям и тем, и этим). Без наличия действующей системы управления любой из озвученных или иных планов обречён на бессмертное: «Хотели как лучше, получилось как всегда!»
О том, что «на рубеже первого-второго десятилетий XXI века (2010-2012 гг.) в стране по причине как внутренних, так и внешних негативных факторов начнётся тотальный кризис управления», ответственные и независимые учёный прогнозировали давно (см. Звягин А.А. На пороге перемен. Ротация элит или смена формаций? – 3-е изд., дополн. – М.: Изд-во ИМАДЖВЕЙВ. 2010 г. с. 389). Причём главным негативным фактором падения роста экономики станет не реализация материальных угроз, а именно этот самый тотальный кризис управления страной. К подтверждению профессионального прогноза и к большому сожалению для всех предсказанное сбылось.
В работе 2010 года особо отмечалось, что основой неизбежного кризиса управления является ошибки кадрового отбора и нарушение принципов кадровой безопасности посредством конъюнктурной спонтанности принятия кадровых решений в пресловутом «ручном режиме», иногда даже в разрез с интересами Российского государства.
Пример – роботизация. Если везде на линии роботы, а посерёдке дядя Вася с гаечным ключом, то это уже всё что угодно, но не роботолиния. Так и система управления страной включает массу подсистем. Однако, если вместо одной или нескольких ключевых подсистем (например, системы подготовки, отбора и расстановки кадров) включён кланово-субъективный волюнтаризм, то кризис всей системы неотвратим.
Нет, с этим тащиться по обочине истории можно ещё долго, вот только развиваться никак нельзя. Это чётко продемонстрировала череда провалов всяческих стратегий, планов, программ развития отраслей, импортозамещения и прочих нацпроектов последнего десятилетия. Любой человеческий идивид уже в детсадовском возрасте хорошо усваивает одну аксиому. Ну, по крайней мере, к концу начальной школы это уясняют посредством грабельно-лобового метода самые выдающиеся. Аксиома проста: «Если пытаешься сделать то же самое, в том же месте и с тем же составом, то рассчитывать на какой-то новый результат бессмысленно». Представляется, что новые руководители и ведущие члены Правительства РФ эти азы социализации прошли, как и все, ещё в детстве.
Из этого логично вытекает два заключения.
Первое заключение, апокалипсическое. Страну уверенно ведут на заклание, последовательно нанося удар по человеческим ресурсам, нагнетая страх и апатию, культивируя дебилизм через уничижение образования, здравоохранения, соцобеспечения. При этом внимание людей отвлекается всяческими громкими речами, нацпроектами, планами и образом абстрактного внешнего врага. Этакая Кампучия времён Пол Пота и Иенг Сари, но в виде либерально-кланового цифрового концлагеря.
Рождение подобных «аллармизмов» в тумане коронабесия объяснимо. Тем более, что некоторые «сберные», «мэрные» и прочие «вшэнные» персоналии как патрон в патронник чётко заходят в такой сценарий.
Однако другое заключение представляется более реалистичным.
Второе заключение, сдержанно оптимистическое. Председатель Правительства РФ Мишустин М.В. продолжает самоотверженно выполнять основную задачу, порученную ему ещё в доковидном январе: финансовый и кадровый аудит правительственных структур. А общенациональный антикризисный план есть не что иное, как механизм исполнения этой задачи. Всё-таки нудно добиваться исполнения функциональных обязанностей или жёстко наказывать за саботаж антикризисного плана – вещи разные.
Бесспорно, разговор не идёт о постройке новой системы управления, взамен забуксовавшей. Разговор идёт лишь о продлении работоспособности действующей системы на какой-то период.
Потому что дать пинка десятку «главнюков» – задачка не ахти, какая трудная. Другое дело – это очистить атмосферу государственного управления от бацилл и вирусов лицемерия, дутых отчётов, откровенного казнокрадства и, главное, от безнаказанного ничегонеделания (см. http://anoinnovation.ru/компрадорская-элита-часть-i-эффект-бло/ и http://anoinnovation.ru/компрадорская-элита-часть-ii-лучшие-из/).
По крайней мере в последние полтора десятилетия Главком, отдалившись от экономических проблем страны, передал главенство во внутренней политике Тишайшему ДАМу со ближними боярами. Как раз в это время по настоящему опасная пандемия по имитации бурной деятельности (ИБД) за немалые бюджетные средства, усиленно распространялась на просторах нашей Родины под лозунгом вульгарного либерализма: «Свобода лучше, чем несвобода!»
Болезнь зашла куда как далеко. Тому свидетельством все эти начальники всяческих управлений-департаментов, ФГУПов, а также нечистые на руку члены региональных правительств и заксобраний, обалдевшие от безнаказанности начальники городов и селений и т.д., и т.п. Имя им – легион. Научно-экспертного сообщества это тоже касается – НИРо-фальсификаторов и «грантоедов», готовых выдать наверх любое заключение, любой прогноз, лишь бы угадать то, что хочет услышать начальство.
Накопил «всё, что нажил непосильным трудом», пристроил деток на хлебные места, и за кардон, в бунгало, на безбедное дожитие, окунувшись с головой в наконец-то ничем не прикрытое безделье. Лепота!
Тем более что у них у всех есть резонное оправдание: «не мы таки – жизнь така».
Если годами за это никто ничего не спрашивал, никто за это не наказывал, то почему же вдруг прямо сейчас всё должно измениться? Опять же, за 10-15 лет эти люди не помолодели. А значит, эта серая бюрократическая Вандея, вросшая корнями в свои кресла, пытаясь передать должности по наследству, будет держать саботажную оборону до конца. Им просто деваться некуда. Сегодня призрачная пандемия закрыла границы, завтра полыхнут уже не призрачные региональные конфликты. Начался не просто мировой экономический кризис. Рушится миропорядок потребительства, основанного на ссудном ростовщическом проценте.
Они же все выросли, получили чины и кучу орденов, именно за лицемерие, ИБД и громкое «одобрямс!» Это они делают лучше всех, но что-то из области созидания и развития – увольте!
Вот поэтому на передний план выступает уже другая задача. Можно сказать, ЗАДАЧАЩА, достойная лавров Геракла в истории с царскими Авгиевыми конюшнями. «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», – так говорили наши предки. Помнится, герой мифов Древней Греции решил задачу благодаря направлению мощного свежего (чистого) потока в затхлость государственного (царского) здания.
Надо подчеркнуть уникальность сегодняшнего момента. Он заключается в том, что современный раунд 550-летней борьбы Российской государственности с собственным порождением – с государственным аппаратом управления – имеет серьёзные шансы на успех.
Идеологический фактор. Мессианская антиколониальная, надклановая, надпартийная, надрелигиозная, надэтническая идея «Русской цивилизации», т.е. идея не разделяющая, а объединяющая, начинает всё больше овладевать умами людей думающих (см. http://anoinnovation.ru/русской-цивилизации-быть-часть-i/ и http://anoinnovation.ru/русской-цивилизации-быть-часть-ii/).
Временной фактор. Наступает время переломных событий 2021-2022 гг., на что указывает расчёт цикличности фаз решения стратегических задач управления человеческими ресурсами России на большом историческом отрезке (см. http://anoinnovation.ru/его-величество-план/ ).
Технологический фактор. Появилась возможность синергии советского опыта планового хозяйства с современными достижениями цифровых технологий, т.е. использование методов планового госуправления и экономической кибернетики с тотальным персональным цифроконтролем за исполнительской дисциплиной и перепроверкой достоверности отчётных материалов (см. http://anoinnovation.ru/стихия-рынка-vs-вмешательство-государс/).
В этой связи учёные научной школы «Промышленная управленческая элита развития» последовательно продвигают проекты, созданные на основе методологии формирования управленческой элиты на промышленных предприятиях с государственным участием (см. http://anoinnovation.ru/элита-развития-компетентные-из-лучши/ и http://anoinnovation.ru/элита-развития-время-пришло/).
Первый проект: создание структуры по подготовке и экзаменации кадрового резерва руководителей в качестве институциональной подосновы формирования элиты развития, что позволит Правительству РФ выйти из ограниченного состояния «распределителей» и «рекомендателей» («состояния институционального идиота», К. Крауч) и перейти к реальному государственному влиянию в важной корпоративной кадровой сфере через специальную подготовку и экзаменацию руководителей высшего управленческого звена в интересах безопасности и развития страны.
Второй проект: создание межрегионального «Клуба наставников руководителей» может стать основой независимой экспертно-аналитической мегасистемы поддержки принятия управленческих решений по широкому кругу социально-экономических вопросов вплоть до моделирования последствий принятия стратегических решений в режиме «активный советчик ЛПР» с использованием АСУ в защищённом исполнении, с привлечением действующих руководителей и ветеранов предпенсионного и пенсионного возраста.
Учёные научной школы вполне осознают то, что скривлённое зеркало, поставленное между лицами, которые могли бы принять кардинальные решения и экспертным сообществом, к сожалению, существует.
Однако, Cogito ergo sum (Я мыслю – значит, существую. Рене Декарт).
И только лицемерный конъюнктурщик в любой момент может отступиться от своего дела.
Так уж повелось на Руси святой, что: «Поэт (творец) в ней – образ века своего и будущего призрачный прообраз» (Евтушенко Е. «Поэт в России – больше, чем поэт»).
Настоящий учёный, впрочем, как и любой настоящие профессионал – это в России больше чем специалист или эксперт, если он истинный наследник и продолжатель «Русской цивилизации». Учёные научной школы «Промышленная управленческая элита развития», несмотря на трудности и препоны, продолжают свою созидательную миссию.